НОВОСТИ
Выступление Е.И.Меркушовой в Мурманской областной Думе
Тезисы выступления Председателя Мурманской областной организации Профсоюза Е.И.Меркушовой на слушаниях по проекту бюджета Мурманской области на 2017 год в Мурманской областной Думе 24 ноября 2016 года.
Уважаемые участники публичных слушаний!
Публичные слушания - это волеизъявление гражданского общества.
Наш Профсоюз является одним из институтов гражданского общества, стороной социального партнерства в системе образования России, поэтому позвольте мне, как представителю Общероссийского Профсоюза образования обратить внимание на основные моменты сегодняшнего мероприятия, которые необходимо учесть в перспективе при дальнейшей разработке Законов Мурманской области, связанных с бюджетом.
Многие из депутатов знают, что мы обратились к Губернатору Мурманской области и депутатскому корпусу с просьбой учесть мнение Профсоюза при разработке закона о региональных нормативах, учесть, прежде всего, государственные гарантии и федеральные нормативно - правовые акты, которые необходимо принять во внимание для определения региональной системы нормативно - подушевого финансирования общего образования.
Если в нормативе заложены неоправданно низкие затраты на реализацию СанПиН, он становится необоснованным, снижаются нормативные затраты на реализацию всей образовательной программы. Соответственно может возникнуть угроза невыполнения гарантий прав граждан на образование.
-
Очень важное и хотя очень дорогое – наполняемость классов.
Расчетное количество обучающихся в классах определяется из расчета площади кабинетов и расстановки мебели в соответствии с нормами СанПиН.
Сегодня в некоторых муниципалитетах наполняемость классов превышает 30 человек. Когда мы посчитали, в среднем, исходя из площади классов и кабинетов, то пришли к выводу, что наполняемость классов при разработке регионального норматива должна быть 20, а у нас - 25.
Требования СанПиН не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий. Это норма обязательна для выполнения.
Сегодня наших руководителей пока штрафуют на 10-20 тысяч рублей, завтра пойдут предписания.
По нашим расчетам в перспективе на выполнение норм СанПиН потребуется в бюджете 870 млн. К этому надо готовиться.
- Деление классов на подгруппыпри изучении иностранного языка, информатики, технологии.
Сегодня в проекте Закона о внесении изменений в среднем заложен коэффициент 1,03. До 2011 года он был 1,13, что на 10% выше среднего коэффициента. Это приводит к снижению качества образования. Как можно изучать иностранный язык, когда в классе 20- 24 обучающихся. К тому же это - необоснованные трудозатраты учителя. По нашему мнению на эти цели к 2019 году необходимо предусмотреть 210 млн. рублей.
Мы, почему-то до сих пор качество образования связываем только с учителем.
Качество образования – это, прежде всего как сидит, где сидит ребенок, чем он дышит и что мешает ему усваивать предмет. Да, это дорого и сложно, но на образовании экономить нельзя, поэтому мы просим предусмотреть меры к 2018-2019 г.г., связанные, прежде всего с улучшением качества образования.
3. Вопрос сегодняшнего дня – ближняя перспектива 2017 года.
Мы все знаем, что бюджет должен быть социально ориентированным и образование – это приоритет. Забота об учителе, как о главном участнике образовательного процесса - основная задача Министерства образования Российской Федерации, об этом неоднократно говорила Министр образования РФ Васильева Ольга Юрьевна.
В проекте бюджета в разделе межбюждетные трансферты муниципальных образований в рамках государственной Программы «Развития образования» на 2017 год субвенция на реализацию Закона МО «О региональных нормативах» городу Мурманску предоставлена в размере 1 млн. 643 тыс. 800 руб.
Если следовать логике Министерства образования Мурманской области нормативы и правила едины для всех муниципалитетов. И прошу заметить у нас одно образовательное пространство.
Прирост обучающихся в Мурманске составляет 208 человек. Делим субвенцию 1 млн. 643 тыс. 800 руб. на 208 обучающихся, получается 7902 руб. 89 коп. Это удорожание стоимости одного ученика.
Следуя логике Министерства образования МО, деньги идут за учеником.
Пример города Апатиты. Выделена субвенция в размере 9 млн. 615 тыс. 700 рублей. Делим на 7902 руб. 89 коп. (это удорожание стоимости одного ученика) получаем 1216 обучающихся.
У нас что, в Апатитах демографический взрыв?!
Если идти по логике прироста, то подхода логического здесь нет.
4. Пойдем по – другому.
Сельские школы сегодня финансируются по факту. Если мы посмотрим формулу фонда оплаты труда, применяемой к сельской школе, то увидим, что расчет 25% сельских распространяется на всех работников сельской школы, включая гардеробщиков, дворников, учителей и других специалистов.
Государство гарантирует 25% только специалистам, так и надо рассчитывать на те категории, которые поименованы, а у нас 25% следуя логике формулы, распространяются на всех работников сельской школы.
И по нашим подсчетам это дополнительно ни много, ни мало около 3 млн. рублей.
В муниципалитетах, где есть сельские школы – это экономия! В масштабах области – этого мало, а в сопоставлении с городом Мурманском, которому выделено 1 млн. 643 тыс. 800 руб. – этого много!
5. Пойдем по другому логическому пути – процесс оптимизации.
За счет внутренних резервов – что соптимизируете – то ваше.
Еще в 2015 году главный аудит Счетной палаты Александр Филипенко указал на то, что внутренних резервов в системе образования нет. В целом средства, полученные за счет внутренней оптимизации, которые можно пустить на зарплаты, составили в целом менее 1% фонда оплаты труда.
А у нас она есть!
Мурманск – лакомый кусок для оптимизации образования в Мурманской области.
Закрыть школы нельзя! Остается другой путь - снять с лицеев и гимназий 15% оплаты. Благо время подошло до 01 июля 2016 года перевести все образовательные организации в общеобразовательные, прикрывшись Законом «Об образовании».
А это всего ничего – 42 млн. рублей.
А как же люди? Они разве стали хуже работать? А не нужны люди! Среднюю зарплату мы красиво покажем другими муниципалитетами, а Мурманск - ни в счет, нет его на карте Мурманской области.
И главное вовремя убедить депутатов в том, что гимназии и лицеи недостаточно хорошо учат, по три человека 100-бальников не дают. Пусть работают как все!
Я хотела бы попросить Министерство образования не формировать неправильное общественное мнение у наших политиков. Система образования города Мурманска, направленная на результат работы учителя и ученика, она складывалась десятилетиями.
С 14 по 19 ноября этого года в Мурманске проходил молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее». От города Мурманска участвовала команда в составе 98 обучающихся.
90% обучающихся из лицеев и гимназий города Мурманска.
Команда города завоевала Гран-при форума - большой научный кубок «Будущее Севера».
Вот вам качество и результат!
Переход на 5-дневную учебную неделю первым осуществил город Мурманск. И необходимо принять во внимание, что у учителя 36-часовая рабочая неделя. И в субботу он занимается с детьми дополнительными занятиями по ФГОС, которые сегодня распространяются и на 5-7 классы.
42 млн. рублей сняли с лицеев и гимназий.
Три часа, при пятидневной учебной неделе, которые планируется убрать – это 51 млн. рублей.
А повышение на 6,2 % в 2017 году – это 30,4 млн. руб., на повышение не дали!
Так вот сегодня Мурманск теряет 123 млн. рублей. А для того, чтобы удержать зарплату на уровне 2016г. Мурманску нужно 85 млн. 568 тыс. 600 рублей. Где муниципалитет возьмет эти деньги, как будет выполнять Указы Президента?
Поэтому мы просим не за себя, а за людей, которые при принятии законодательных актов не должны потерять в зарплате.
Мы просим выделить 85 млн. рублей городу Мурманску, чтобы сохранить прежний уровень зарплаты и дать возможность муниципалитету довести её до 44500 рублей по Указам Президента в 2017 году.
А ведь в федеральном бюджете, который был принят в первом чтении, указано, что принятые параметры обеспечивают неукоснительное выполнение всех социальных обязательств государства, исполнение майских Указов Президента.