НОВОСТИ

Бедагоги

🕔
Бедагоги

 

Законопроект, “не уважающий” труд учителя, нуждается в доработке

Сегодня на уровне Министерства образования РФ сформулирована ключевая задача - забота об учителе как о главном человеке в образовательном процессе. Престиж этой профессии, ее высокая миссия в обществе ставится во главу угла. Однако в Мурманске эта миссия может оказаться невыполнимой из-за изменений, вносимых в закон о региональных нормативах. Принятие этого закона может уменьшить зарплаты мурманских учителей. Что думает по этому поводу профсоюз? За разъяснениями мы обратились к председателю Мурманской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Елене Меркушовой.

Труд педагога дешевеет

-

Елена Ивановна, как вы считаете, насколько своевременны изменения, которые предлагается внести в закон о региональных нормативах?

- Самую большую обеспокоенность вызывает то, что изменения в закон, касающийся каждого педагога, вносятся посреди учебного года. Логичнее было бы учебный год начинать уже с учетом принятых изменений в закон о региональных нормативах, что, кстати, и предлагали профсоюзы. Ничто и никто не должен отвлекать учителя во время образовательного процесса. А что у нас получается сегодня? В мурманских школах идет подсчет, сколько же денег в заработной плате потеряет учитель. Когда мы ратуем за качество образования, как можно вносить изменения в систему оплаты труда, которая уже сложилась в образовательных организациях? Это неправильно. Этого не должно быть.

По трудовому законодательству руководитель образовательного учреждения должен уведомить своего работника о существенных изменениях условий оплаты труда за два месяца. Впереди Новый год, каникулы. С каким настроением учитель будет выходить к детям? Ведь он знает, что есть указы президента, говорящие о том, что заработная плата педагогических работников должна расти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И люди ждут этого повышения! А в реальности получается, что сегодня педагогические работники Мурманска могут потерять в заработной плате от двух до трех тысяч рублей. Это неуважение к высокой миссии педагога.

- Получается, что учитель при той же нагрузке потеряет какие-то доплаты? Что не было учтено при разработке нормативов финансирования образовательной деятельности?

- Во-первых, наполняемость классов. По традиции она составляет 25 человек. По СанПиНу - исходя из того, что на каждого ученика должно приходиться 2,5 квадратного метра площади учебного кабинета за вычетом мебели. Сегодня трудозатраты педагогов зашкаливают. По данным министерства образования Мурманской области, средняя наполняемость классов в школах по Мурманской области составляет 24,6. А в реальности - до 30 учащихся и выше в образовательных организациях региона. Это сколько же экономится бюджетных денег за счет эксплуатации педагога? Ведь чем больше учеников в классе, тем дешевле учительский труд. Когда мы посчитали, то пришли к мнению, по городу Мурманску, исходя из наполняемости классов, городскому образованию не хватает около 300 миллионов. В целом по Мурманской области - более 800 миллионов рублей.

Сегодня руководители образовательных учреждений поставлены перед тяжелым выбором. С одной стороны, невозможность выплаты заработной платы из-за недостаточного финансирования, с другой - нарушение требований СанПиНа с последующим привлечением к административной ответственности.

- И такие примеры уже есть?

- Да, передо мной - постановление об административном правонарушении директора одной из школ Мурманской области. Руководитель заплатил штраф 10 тысяч рублей за то, что по СанПиНу в классе должно обучаться 20 детей, а на деле - больше. Хочу обратить внимание на то, что еще никто не подсчитывал и не анализировал, сколько же должно учиться детей в каждом классе, исходя из требований СанПиНа.

- Если так считать, то школ может и не хватить…

- А зачем школы закрывали? Кто о детях подумал? Жизнь меняется: было мало детей, стало много. Тем не менее министерство образования постоянно предлагает в целях оптимизации закрывать мурманские школы.

- Елена Ивановна, законопроектом предлагается уменьшить финансирование в связи с переходом начальных классов на пятидневку. Дети учатся меньше, меньше и зарплата учителя. Разве это не логично?

- От некоторых депутатов Мурманской областной Думы я слышу такую же неправильную трактовку занятости учителя, работающего на пятидневной и шестидневной рабочей неделе. В этом вопросе должно быть четкое понимание. Есть постановление правительства 2016 года об особенностях режима труда и отдыха учителей, осуществляющих общеобразовательную программу. В нем сказано, что у учителя 36-часовая рабочая неделя независимо от того, сколько дней он стоит у доски. За это ему положен более длительный отпуск. К сожалению, новые управленцы не понимают особенности труда педагога и считают: раз он пять дней стоит у доски, значит, и работает пять дней. Ничего подобного! У педагога официальный выходной день - воскресенье. И в дни, когда у него нет уроков, педагог не бездельничает. Нормирование труда учителя состоит из двух частей - аудиторная нагрузка и неаудиторная. К неаудиторной нагрузке относятся прежде всего подготовка учителя к уроку и другая внеурочная деятельность - педагогические советы, самообразование, проверка тетрадей, создание портфолио, работа с родителями.

Я уверена, что именно недопонимание в разнице между аудиторной нагрузкой и неаудиторной и приводит к тому, что некоторые депутаты уверены: учитель в пятидневку работает меньше.

О равенстве образовательных возможностей

- Вы говорите о том, как могут пострадать педагоги в случае принятия законопроекта о нормативах. Коснутся ли законодательные нововведения детей и их родителей?

- Профсоюзы не против внесения изменений в закон о нормативах. К примеру, в новой редакции нашли отражение расходы на обучение детей на дому, на инклюзивное образование. И в то же время отсутствует расчет нормативных затрат на организацию групп продленного дня с учетом того, что педагог занимается не только присмотром и уходом, но и ведет образовательную деятельность, выполняя с ребенком в рабочих тетрадях домашнее задание.

Отмечу, в Мурманской области минимальное количество групп продленного дня. Хотя эта услуга востребована родителями и законом об образовании предусмотрена. Но предоставляется она почему-то только в городе Мурманске. Почему? Потому что все идет на заработную плату учителя, чтобы довести ее размер до требований Указа президента.

Сегодня Высшая школа экономики видит главную проблему российского образования  в соблюдении равенства образовательных возможностей. Отсутствие групп продленного дня такого равенства не дает.

К ТЕМЕ
В городе Полярные Зори после коллективного обращения учителей в прокуратуру были выявлены факты незаконного снижения руководителями трех школ размера стимулирующих доплат педагогам в сентябре этого года. По словам старшего помощника прокурора Мурманской области Эвелины Макаровой, в  ходе проведенной проверки выяснилось, что директора самовольно пошли на такие меры, объяснив это желанием сэкономить бюджетные средства.
После вмешательства прокуратуры руководителями школ обеспечены начисление и выплата работникам стимулирующих доплат в повышенном размере до размера минимального размера оплаты труда в РФ, а также выплачена компенсация за задержку оплаты труда.

Очень сложно детям в начальной школе делать уроки в силу того, что родители далеки от требований новой образовательной программы. Вот кто-то и нанимает репетитора. А если в семье нет на это денег? Значит, ребенку и помочь некому? Мы живем в условиях Заполярья. Бывают штормовые предупреждения, разные жизненные ситуации. Ну не может родитель забрать ребенка с собой на работу. Где же ему быть? В группе продленного дня. В других субъектах Российской Федерации в законе о нормативах эта услуга прописана и ее стоимость четко обозначена. В нашем министерстве пошли по московскому варианту, и этой образовательной услуги в Мурманской области нет.

По новому нормативу не предусмотрена и доплата педагогу компенсирующего обучения. Компенсирующие классы, которые были открыты в Мурманске, позволяли благодаря индивидуальному подходу подтянуть детей, чтобы они смогли усваивать общеобразовательную программу. Учитель, работающий в таких классах, получал доплату. Сегодня, эта услуга изымается из норматива. По зарплате учителей компенсирующих классов уравнивают с коллегами, работающими в общеобразовательных. А вот в нормативах других субъектов РФ отдельное финансирование педагогов компенсирующих классов есть.

Гимназии и лицеи можно сохранить

- Елена Ивановна, уменьшение размера оплаты педагогического труда уже коснулось мурманских педагогов из гимназий и лицеев. Это учителя, которые на протяжении многих лет давали  высокий уровень образования. За что их наказали рублем?

- Мурманские гимназии и лицеи - это наша боль. Да, в законе об образовании РФ до 1 июля 2016 года все школы должны были стать общеобразовательными без деления на гимназии и лицеи. Но в Мурманске они все равно как были, так и остаются брендами. Там всегда работали самые лучшие учителя. И родители всегда стремились и стремятся определить туда своего ребенка. Так почему же надо сразу резать зарплату педагогам?

Почему в подобных образовательных учреждениях сохранили уровень заработной платы, например, в Республике Татарстан? Там в нормативе прописали не только профиль обучения, но и гимназические и лицейские классы. К слову, и в Министерстве образования РФ рекомендуют использовать как раз этот опыт. Более того, в уставах наших гимназий остались пункты, что они занимаются углубленным изучением и лицензии на это есть, выданные министерством образования. Все должно быть нацелено на то, чтобы создать благоприятные условия для педагога и его престиж не пострадал. А получилось, что с шестнадцати гимназий и лицеев города Мурманска финансирование срезали и тонким блином раскатали по всей Мурманской области.

Сегодня Мурманская областная организация профсоюза работников народного образования и науки направит обращение к губернатору Мурманской области Марине Ковтун и депутатам Мурманской областной Думы с просьбой не допустить снижения заработной платы учителей в 2017 году в результате принятия закона о региональных нормативах.
К сожалению, в основе расчета региональных нормативов лежит средняя заработная плата по всему региону. Да, она будет высокой за счет школ, расположенных в сельской местности и в ЗАТО. А в Мурманске что будет? Как хотите, так и выплывайте? Когда мы говорим о формировании норматива, надо всегда начинать с урбанизированной территории, именно с большого территориального образования. Вот если Мурманску будет хватать так, как  надо, значит, и школы других муниципалитетов, сел и ЗАТО будут с “жирком”.

- Елена Ивановна, такая ситуация сложилась только в Мурманске?

- Нет. По информации педагогических коллективов в Североморске, в первой гимназии руководитель выдал учителям уведомление о том, что с 1 января с них снимается 15 процентов надбавки за работу в гимназии. Приказ он издал якобы на основании постановления Управления образования города Североморска, которое почему-то где-то "потерялось".

Еще один пример. По информации, поступившей из Апатитов,  педагогический коллектив школы № 10 добровольно написал заявления о том, что они отказываются от премий. Якобы эти средства им обещают выплатить в 2017 году. При изучении английского языка в этой школе в группе занимается 20-24 ребенка при норме 12. После такого урока учитель выходит мокрый в буквальном смысле. Так о каком уважении к педагогу и о каком качестве образования может идти речь?

Оксана ГУРОВА.

Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.

«Вечерний Мурманск».

Источник: http://vmnews.ru/novosti/obrazovanie/2016/11/11/bedagogi

ВСЕ НОВОСТИ